Где здесь «раз»?

Если бы нам поручили составить топ-10 вопросов на занятиях по линди хопу, то вопрос про «раз» точно был бы среди них. Существуют ли какие-то практические советы для того, чтобы развить в себе навык слышать джаз и начать ориентироваться в нём?


Статья авторства Яны Пумпон. И сообщества VK Хоп! Линди Хоп.

Всё идёт по плану

На самом деле, научиться слышать джаз и вступать вовремя не сложнее, чем вступить вовремя на словах «Холодный ветер с дождём усилился стократно..»

Очень часто люди, которые не ориентируются в джазе, прекрасно при этом ориентируются в репертуаре группы «Кино» или «Ленинград». То есть, если где-то начнётся пение под гитару, люди, скорей всего, либо присоединятся, либо, как минимум, будут стоять рядом и одобрительно кивать в такт.

…чтобы подружиться с джазом, нужно погрузиться в него и представить, будто на дворе в музыкальном плане двадцатые или тридцатые.

Так вот, сто лет назад джаз был для людей примерно тем же. То есть, чтобы подружиться с джазом, нужно погрузиться в него и представить, будто на дворе в музыкальном плане двадцатые или тридцатые.

Эта музыка везде, кроме неё особо ничего нет (исторически есть, конечно, но оно нам не актуально). Ещё не изобретён рок, поэтому все рок-концерты в вашей жизни — это выступления бигбэндов.

Создаём в плеере или телефоне подборку, состоящую только из джаза, и ходим с ней в наушниках неделю. Можно две. Сколько понадобится. Хорошо, если это будет джаз с вокалом, так как вокальная музыка нам более близка.

Найдите тексты песен и переведите их, чтобы понимать, о чём речь. Если спустя какое-то время данного джазового погружения начнёте подпевать, считайте, что победа у вас в кармане.

EDM

Если ваше детство прошло не в вокальной музыке, а в трансе (ATB, Robert Miles, etc.), то здесь мы будем искать ключ к инструментальному джазу. Да, в «Don’t Stop» говорят несколько слов, но это всё же не полноценная песня. Поэтому представьте, что ваш EDM на ближайшую неделю — это „Tickle Toe“ Каунта Бейси.

Когда вы, наконец, начнёте представлять, будто оркестр Бейси играет на Alfa Future People, а вы скачете в толпе, то всё, вы близки к успеху.

Rock It!

Ещё один совет: если вы слишком привыкли к электронике или року, то начните с более позднего джаза, где уже вовсю используются электронные синтезаторы.

Поставьте себе утром „Rock It“ Хэрби Хэнкока — эта музыка покажется вам невероятно близкой и понятной, особенно если вы выросли в мире системы Скайнет. Потом можно включить „Birdland“ от Weather Report. Под эти записи можно утром отлично колбаситься перед выходом на работу.

Казалось бы, причём тут орешки «Джаз»?

После этого начинаем плавно перемещаться к истокам, главное — перескочить через бибоп, иначе новому уху джаз покажется музыкой абсолютно непостижимой и недоступной.

Бибоп — это вообще последнее, к чему стоит приступать, для него нужен особый настрой и некоторый опыт. Хотя, возможно, вам понравится, так что можете на свой страх и риск «потрогать» классику — например, „Salt Peanuts“ от Диззи Гиллеспи. Может быть, после прослушивания вы вдруг осознаете, что музыка на занятиях по линди хопу простая, как у Егора Летова.

А где «раз»-то?

Откроем секрет — сначала нужно поймать пульсацию и начать двигаться. Не так важно, где вы вступили, как то, что вы вообще можете вступить.

У нас, как у двуногих прямоходящих, есть некое убеждение, что на занятиях мы не имеем права на ошибку, что, кстати, останавливает от занятий многих людей (увы). Ошибаться можно и нужно, иногда это даже весело, когда ошибается вся группа.

Резюме

Джаз для многих звучит как «белый шум» не потому, что он сложный, а потому, что непривычный. Если мы всю жизнь росли в семье классических музыкантов (и не скатились из чувства протеста в панк), то джаз с его ритмичностью и обилием импровизации будет звучать непонятно.

Если же мы провели школьные годы под Rammstein или Sodom, то дудкам в нашей картине, конечно, будет не хватать дисторшена. А если мы любили Иванушек Int., то стоит просто сесть и подумать — чем же лирика Иванушек отличается от лирики ранних джазовых стандартов? Примерно ничем.

Главное, понять, что танцору музыка не мешает, а помогает. Танец — это всё же не фитнес на беговой дорожке, поэтому музыка для танца не фон, она —неотъемлемая составляющая.

Обязательно привыкайте подпевать. Даже не подтанцовывать, а именно подпевать. Не требуйте ноты, чтобы идеально точно отработать и воспроизвести песни Эллы — не к концерту в филармонии же готовитесь. Просто начните подпевать.

Потому что когда мы подпеваем (в машине же наверняка хотя бы раз включали Бритни Спирс или SoAD, признайтесь), мы уже гораздо лучше понимаем песню и лучше ориентируемся в ней. А когда мы ориентируемся, то начать танцевать под неё будет гораздо легче.

Главное, понять, что танцору музыка не мешает, а помогает. Танец — это всё же не фитнес на беговой дорожке, поэтому музыка для танца не фон, она —неотъемлемая составляющая. Танец основывается на музыке и меняется каждое мгновение в зависимости от того, кто и что играет.

Иначе мы бы все давно уже начали танцевать под метроном или техно. 🙂

X